Мифы и легенды о Дивьей пещере:

Ко времени путешествия И.П. Рычкова(1770г) жители села Ныроба и окрестных поселений уже знали о Дивьей пещере, но кто и когда впервые обнаружил ее - неизвестно. Можно предполагать, что пещера уже задолго до этого времени была обнаружена местными охотниками. Неизвестно также, с какого времени пещера получила название «Дивья». Рычков именует ее просто пещерой на реке Колве. Но, уже в работах Н.С. Попова «Историко-географнческое описание Пермской губернии» (1801г) и «Хозяйственное описание Пермской губернии» (1804г.) она упоминается как Дивья пещера. Попов высказывает мысль, что свое название пещера получила от одноименного камня Дивьего, который, в свою очередь, назван славянским словом «дивий», то есть дивный, чудесный, восхитительный. И действительно, как камень Дивий, так и пещера вполне заслуживают это название.

Однако местное население, да и некоторые литературные источники иначе объясняют историю названия камня и пещеры. О них существуют разные легенды, но все они так или иначе связаны с Девой-красавицей или Девой-богатырем. Так, по одному из преданий, в незапамятные времена на высоком правом берегу реки Колвы жила Дева изумительной красоты, а на противоположном, левом берегу - молодой красавец-богатырь Ветлан. Оба они безгранично любили друг друга и всегда мечтали соединить свои сердца, но река Колва, разделявшая их, преграждала им путь к совместной жизни. В конце концов Дева, желая перебраться к Ветлану, бросилась в реку и утонула. Сразу же после этого она превратилась в высокую, красивую и величественную береговую скалу - камень Девий. От горя окаменел и богатырь Ветлан. По имени Девьего камня получили свое название пещера и небольшая деревушка*, расположенные неподалеку от него. Со временем название «Девья» превратилось в «Дивья».

В некоторых источниках камень, пещера и деревушка действительно называются Девьими. Но нельзя также не учитывать и тот факт, что впервые в литературе (в работах Попова) пещера была названа не Девьей, а Дивьей. Так же он именует и гору (камень). Этими словами автор хотел, по-видимому, подчеркнуть удивительную красоту как камня, так и пещеры.

«Дивьи люди** живут в Уральских горах, рассказывают местные легенды. Выходы в мир имеют через пещеры. Культура у них величайшая, и свет в горах не хуже Солнца. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные». Одна из пещер, являющаяся по легенде входом в подземное царство, так и называется - Дивья». Находится она вблизи небольшого города Ныроб.

*Позднее была переименована в д. Цепия

**Дивьи люди - в преданиях Чудь представлена как персонаж мифического времени или древний - иной народ. Чудо, чудь, чоудь, шудь означало диво, дивище. Великаны суть дивьи народы, заключенные в горах "на самой полунощи", нередко это великаны, имевшие белые глаза (чудь белоглазая). Рычков в 1770г. еще имел возможность наблюдать места, где были древние Чудские городища: «На высоте одной из отделившихся от Ветлана гор, расстоянием от него в двух верстах, находится валами укрепленное городище, в котором так, как и во всех здешних городищах, обитали Чюдские народы…»

Существования в этих местах Чудских народов подтверждают и находки фигурок пермского зверинного стиля. «Пермский звериный стиль (шаманские изображения, чудские образки, культовое литье) — художественная бронзовая металлопластика III–XII в.н.э.